BMW — один из самых известных мировых автоконцернов. Его продукция популярна и престижна во всех странах мира. А началось всё с небольшой компании, зарегистрированной 20 июля 1917-го в Мюнхене.
Содержание
Предыстория и прототипы
Если проявлять максимальную дотошность, можно признать, что BMW началась четырьмя годами раньше, когда Карл Рапп с Густавом Отто организовали 2 фирмы (каждый свою), занимавшихся производством авиационных моторов. Между прочим, отцом последнего был Николаус Отто, изобретший движок внутреннего сгорания. Позже началась Первая Мировая; Германия стала нуждаться в большом количестве авиадвигателей, и отцы-основатели приняли решение об объединении предприятий. Процесс это не быстрый, связанный с множеством юридических и экономических проволочек, так что официальная регистрация «Баварских моторных заводов» состоялась лишь в 1917.
Знаменитый символ
Эмблема BMW знакома каждому цивилизованному человеку. Круг, разбитый на четыре сектора, в строгих бело-голубых цветах достался компании от одного из «предков», фирмы Раппа. Изначально эмблема символизировала вращающийся пропеллер на фоне чистого неба; когда специализация заводов изменилась, отказываться от своего прошлого владельцы компании не захотели. К тому же, цветовая гамма соответствовала баварскому флагу, ненавязчиво подчеркивая происхождение продукции.
Начало перепрофилирования
Закончившаяся война сильно ударила по свежеиспеченной компании: согласно Версальскому договору, Германия не имела права выпускать самолётные двигатели, что являлось приоритетным направлением деятельности BMW. Компаньонам пришлось искать другие занятия для своих заводов. Какое-то время концерн занимался производством поездных тормозов, а позже переориентировался на выпуск мотоциклетных движков. Вскоре Карла Раппа с Густавом Отто заинтересовали и сами мотоциклы. Решение оказалось удачным: в 1923-м был выпущен BMW R32, быстро ставший лучшим и победивший на нескольких мотогонках международного уровня. А в 1937-м Эрнст Хенне на мотоцикле компании поставил рекорд по скорости: 279,5 км/час.
Впрочем, и от авиамоторов компания полностью не отказалась. Пусть их нельзя было производить на немецких территориях, но запрета на выпуск за пределами Германии не было. Инженеры BMW разработали Motor-4; на самолете, оснащённом им, Франц Димер в 1919-м установил новый мировой рекорд по полетному «потолку», поднявшись на 9760 метров. Компании-разработчику удалось заключить с СССР секретный договор о поставках, и советские летчики били рекорд за рекордом на машинах с двигателями от BMW.
Авиамотор баварских конструкторов участвовал ещё в одном уникальном эксперименте. Им в 1929-м был оснащён единственный в своём роде воздушный поезд, напоминавший дирижабль и способный перевозить за раз четыре десятка пассажиров. Причем скорость он набирал невероятную (для тех времен, разумеется) — целых 224 км/час.
Автомобили, автомобили…
Первая машина концерна сошла с конвейера 1 апреля 1932-го. В основе лежали идеи самого популярного авто тех лет — Austin 7 (немцы звали модель Dixi). Технически BMW 3/15 PS не представляла собой ничего выдающегося: движок имел мощность всего в 20 «лошадей», полный разгон давал скорость больше 80 км/час. Однако баварцы уже в этом авто показали, что собираются стать лучшими: модель была оснащена 4-ступенчатой коробкой, до которой их конкуренты «доросли» лишь двумя годами позже.
1933-й ознаменовался выпуском BMW 303. Он тоже сыграл немалую роль как в развитии концерна, так и в истории автоиндустрии в целом: установленная на нем радиаторная решётка была воистину революционной. Между прочим, ее аналог используется и на современных моделях.
Настоящим прорывом для компании стал в 1936-м выпуск BMW 328 — легендарной модели, несколько лет удерживавшей первенство среди автомобилей, причем сразу по нескольким параметрам. Так, в 1940-м эта машина стала бесспорным победителем в «Милле Милья» — гонках по общественным дорогам, учитывающим не только скорость передвижения, но и выносливость участника.
С выпуска BMW 328 позицией компании стало противопоставление себя концерну Mercedes-Benz. Если в последнем девизом был слоган «Автомобиль — для пассажиров», то BMW отдали предпочтение принципу «Автомобиль — для водителя». И придерживаются его по сей день, перефразировав исходный девиз в лозунг «Удовольствие за рулем».
И снова крах
Очередной удар BMW нанесла опять-таки война. Во время Второй Мировой пострадала вся германская экономика, но больше всего досталось промышленности. А среди производственников по максимуму получил именно баварский концерн. Завод в Мильбертшофене был разбомблен «в ноль», Айзенахский демонтирован и вывезен в СССР, Мюнхенский — в Англию. Существование остальных производственных мощностей было под вопросом, поскольку Штаты приняли решение об их сносе.
Концерн был спасён благодаря трём факторам: помощи Немецкого национального банка, запуску велосипедной линии и возобновлению выпуска 328 модели, не утратившей популярности. BMW потихоньку оправляется от последствий войны, разрабатывает новые мотоциклы с прицепной коляской (на которых в 1945 и 1956 были выиграны международные гонки) и запускает интереснейший инновационный проект — малолитражку Isetta, которую нередко называли гибридом трехколесного авто и мотоцикла. Любопытно, что дверь у модели была одна, и открывалась спереди, вместе с лобовухой. Isetta была предельно дешёвой, в ряде стран для её вождения хватало мотоциклетных водительских прав, так что крошечное авто было невероятно популярно среди обнищавших после войны граждан.
Почти попались
Однако ошибка маркетологов снова несколько откатила концерн назад. Его руководство ищет пути выхода из кризиса. Одним из них было предложение «продаться» Mercedes-Benz и начать на своих мощностях выпускать их продукцию. Однако акционеры BMW восприняли идею в штыки, справедливо опасаясь утраты родной фирмой самостоятельности. Так что на новый проект скидывались буквально всем миром. И он оказался на диво удачным. Была разработана модель BMW 1500, чьей целевой аудиторией стал средний класс. В её оснащение входили независимая подвеска и полуторалитровый движок. В авральном режиме выпустили десяток пробных образцов, которые и приняли участие в автошоу во Франкфурте. Победа была безоговорочной: в первые же дни после выставки концерн получил заказ на 20 тысяч машин.
Это был последний скользкий момент в истории BMW. В дальнейшем компанию ждал только успех. Причем безусловный: за последние три десятилетия лишь BMW и Toyota являются стабильными автокомпаниями с постоянным ростом прибыли. На текущий момент у концерна 5 заводов в Германии и 22 — разбросанных по всему миру.
Всемирная популярность
Машины от BMW любят разные люди, если могут себе их позволить. Самым известным поклонником концерна считается Элвис Пресли. Его просто покорил родстер BMW 507, и король рок-н-ролла приобрел себе белый его вариант. Правда, с белым цветом он погорячился: экзальтированные фанатки, не имея возможности слишком уж приблизиться к кумиру, обцеловывали его машину. Так что Пресли пришлось перекрасить родстер в красный, чтобы губная помада на капоте не бросалась так сильно в глаза.
Ценил продукцию BMW и Владимир Высоцкий. Ему пришёлся по душе «бумер» модели 2500v SST. Причем так сильно, что он купил целых две машины — бежевую и серую. Кстати, комплект номеров был один, и актёр перевешивал их с авто на авто, когда решал, какая из машин сегодня ему больше нравится.
Бондиана и BMW
Джеймс Бонд — это стиль, красотки и крутые машины. BMW трижды становился транспортом агента 007: в фильме «Золотой глаз» он ездит на модели Z3, в ленте «Завтра никогда не умрёт» — на BMW 750iAL, а в «И целого мира мало» шпиона возит Z8.
Чаще BMW в бондиане участвует только Aston Martin, остальные производители удостаивались чести катать Бонда (или были способны за неё заплатить) по одному, максимум два раза.
BMW-трансформер
В 2016-м был разработан первый в мире двигающийся трансформер на дистанционном управлении. Он двигает руками, шеей и головой; в трансформере предусмотрено динамическое освещение. Разработчиком стала компания R&D Letrons из Турции, а за основу взята модель BMW.
Самое маленькое купе
В 1968–1975 годах баварцы поставляли миру модель 2002, мгновенно ставшую суперпопулярной. Машина была и остается самой миниатюрной из всех, выпускавшихся концерном. Одна из разновидностей модели стала первым европейским авто с турбодвигателем. А версия 2002 ti Diana была выпущена всего в дюжине экземпляров. «В живых» на сегодня осталось только четыре штуки.
Видео: BMW история компании