Как оживить аккумулятор автомобиля

Отказ аккумуляторной батареи (АКБ) в автомобиле может произойти внезапно, или батарея заблаговременно начнёт подавать сигналы хозяину, что с ней не всё в порядке – в любом случае стоит оценить шансы на её оживление. Как восстановить автомобильный аккумулятор будет описано ниже. Если этот накопитель электроэнергии изготовлен серьёзным производителем и отработал менее трёх лет, то вероятность позитивного исхода попытки достаточно высока. Купить новый аккумулятор никогда не поздно. А иногда это и не совсем удобно по ряду причин.

Аккумулятор автомобиля

Устройство и принцип действия свинцовой АКБ

Типичная 12-вольтовая стартёрная батарея состоит из набора решётчатых пластин с активной массой, разделённых прозрачными для кислотного электролита сепараторами. Пластины скомпонованы по шести 2-вольтовым элементам (банкам), соединённых последовательно проводящими перемычками. Каждая банка содержит свой электролит, в роли которого выступает раствор серной кислоты. Плотность электролита строго определена при заливке и меняется в зависимости от степени заряженности аккумулятора.

Основной характеристикой батареи является её электрическая ёмкость, то есть способность накапливать энергию. В автомобильной технике принято измерять ёмкость в ампер-часах, что не совсем корректно, поскольку при этом не учитывается напряжение. Но когда почти на всех машинах широкого применения бортовое напряжение стандартизировано на уровне 12-14 вольт, то это не так важно.

Устройство аккумулятора автомобиля

Читайте также: Что такое АКБ в машине

 

Типовые случаи отказа батарей

Практически любое нарушение работы аккумулятора проявляется как невозможность завести двигатель автомобиля. Это связано с тем, что стартёрный режим является самым тяжёлым для АКБ. Разрядные токи тут измеряются сотнями ампер, что для небольшого накопителя очень много. Естественно, отклонения в техническом состоянии проявят себя при такой нагрузке в первую очередь. При обычной езде водитель может и не догадываться, что аккумулятора уже нет, работу всех электроприборов будет обеспечивать генераторная установка.

Но однажды утром, обычно в холодное время года, двигатель откажется прокручиваться при запуске, и появится необходимость отправиться в магазин за новой АКБ или разобраться, как же всё-таки восстановить автомобильный аккумулятор.

 

Понижение уровня электролита

В нормальном состоянии раствор серной кислоты полностью покрывает активную площадь электродов, что задаётся соответствующими метками на прозрачном корпусе или специальными пластиковыми конусами в заливных отверстиях. Не все АКБ одинаково расходуют электролит, есть необслуживаемые батареи, где теоретически за этим можно не следить на протяжении всего срока службы. На практике это не всегда так.

Батарея или отдельные её элементы могут начать быстро испарять содержащуюся в электролите воду при чрезмерном нагреве. Но чаще всего уровень уходит по причине процессов электролиза воды из-за перезаряда. Вода разлагается на водород и кислород, а газы безвозвратно уходят в вентиляцию. Именно поэтому нельзя допускать интенсивного кипения при заряде повышенным напряжением. На самом деле это не кипение, а именно электролитическое разложение. Лечение батареи в таких случаях самое простое – устранение причин перезаряда и доливка дистиллированной воды до уровня.

Кислоту добавлять нельзя во избежание нештатного увеличения плотности. Это может привести к ускоренной коррозии электродов.

 

Потеря ёмкости из-за сульфатации пластин

Сульфат свинца образуется при штатной эксплуатации АКБ. Это нормальное явление служит основой электрохимических процессов, происходящих при разряде. Во время зарядки сульфат обратно преобразуется в свинец, оксид свинца и серную кислоту.

Однако в нештатном режиме, например, при глубоком разряде, долгом хранении в разряженном состоянии или оголении электродов сульфат свинца приобретает иную физическую структуру, которая не проводит ток и по этой причине инертна к электрохимической реакции. Такое явление и называется сульфатацией.

Обычно сульфатация считается необратимым процессом, и аккумулятор, где это произошло и послужило причиной неприемлемой потери ёмкости, должен быть отбракован и утилизирован. Однако существуют способы, позволяющие в ряде случаев хотя бы частично восстановить батарею. Их можно подразделить на электрические и химические.

Основой электрического воздействия являются разнообразные циклические заряд и разряд батареи с разной частотой, симметричным или асимметричным током.

  • На ранних стадиях начала сульфатации, если удалось это вовремя заметить, можно применить контрольно-тренировочный цикл. Он сводится к обычному заряду аккумулятора типовым током 10% от ёмкости, с последующим разрядом в аналогичном режиме. Зафиксировав количество энергии, можно приблизительно оценить текущий показатель ёмкости, после чего цикл следует повторить и определить его эффективность.
  • Глубоко разряженный и засульфатированный аккумулятор можно попытаться оживить, заряжая его вначале кратковременно максимально возможным током, не сглаживая пульсации 50 Гц питающей сети, а затем продолжить заряд до полного небольшим током порядка 1-2 Ампер от такого же источника. В процессе заряда следует делать паузы для снижения кипения и обеспечения пропитки проблемных участков. На напряжение можно внимания не обращать, главное не превышать рабочий ток. Сигналом к окончанию будет интенсивное неустранимое кипение. После чего следует добавить воду до уровня и проверить плотность. Если она сильно отличается от номинальной, то процесс надо повторить, иногда несколько раз.
  • Часто применяемым приёмом как оживить аккумулятор автомобиля является несимметричный зарядно-разрядный цикл, повторяемый многократно. Обычно это несколько минут зарядки, после чего два десятка секунд разряда. Существуют специально разработанные для этого зарядно-тренирующие устройства. Вручную это слишком трудоёмко, поскольку процесс может занять несколько суток.
  • Можно попытаться растворить сульфаты, заряжая аккумулятор с залитой вместо электролита дистиллированной водой. При этом ток заряда поддерживается на уровне минимального кипения. Тоже очень долгий процесс. По окончании вода заменяется на электролит и проводится контрольный цикл.
  • Ещё одним жёстким способом восстановления может стать принудительная переполюсовка аккумулятора. Для этого он разряжается насколько возможно при небольшой нагрузке, после чего зарядное устройство подсоединяется в обратной полярности, ток ограничивается во избежание начальных бросков, и батарея полностью заряжается небольшим током в обратном направлении. Заряженная, но уже переполюсованная батарея снова разряжается и далее подвергается обычной полной зарядке.

Химические способы представляют опасность для батареи и ими можно воспользоваться, когда аккумулятор уже практически потерян. Суть их в растворении сульфатов специальными реактивами, обычно это водный раствор нескольких процентов вещества Trilon B и аммиака. В очищенный от кислоты и промытый водой аккумулятор заливается активный раствор, по окончании реакции, обычно через час, отработавшее вещество сливается, батарея снова промывается и принимает чистый электролит. При аккуратном исполнении это неплохой способ решения как восстановить автомобильный аккумулятор.

Коробление пластин, короткие замыкания и осыпание активной массы

Обычно подобные дефекты не поддаются лечению и батарея отправляется в утиль. Но если конструкция АКБ позволяет, то можно попытаться частично восстановить её, разобрав аккумулятор до получения доступа к пластинам. Опытный специалист способен выполнить замену пластин, сепараторов, промыть корпус от шлака, заменить электролит и выполнить очистку клемм, перемычек и изоляторов. Для ремонтопригодных батарей это вполне обыденные процедуры. Хотя в настоящее время всё же намного проще купить новый аккумулятор, отдав старый в порядке компенсации довольно значительной части стоимости. Свинец, содержащийся в АКБ, является достаточно дорогим металлом.

 

Видео: Как восстановить аккумулятор автомобиля

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *