Задача водяного охлаждения в автомобильном двигателе требует применения промежуточного теплоносителя. Обладающий низким КПД мотор при работе выделяет гораздо больше тепловой энергии, чем отдаёт полезной механической в трансмиссию. Часть её уносится с выхлопными газами, а часть должна быть рассеяна в окружающей среде.
На самом деле, воду в чистом виде для этой цели давно никто не применяет. Слишком неудобными для малообслуживаемых современных силовых агрегатов оказались свойства воды агрессивно воздействовать на металлы и замерзать при температурах ниже нуля. Эти недостатки максимально уменьшены в современных антифризах.
Следует сразу же призвать автолюбителей забыть про слово «тосол». Когда-то, в эпоху первых автомобилей ВАЗ, это слово было маркой единственного выпускавшегося в стране антифриза и писалось с заглавной буквы. Кто первый придумал называть так вообще все антифризы — неизвестно. Но сейчас прочно укоренилось мнение, что тосол — это охлаждающая жидкость низкого качества, и тем самым отличается от благородных антифризов. Разубеждать общественное мнение бесполезно, хотя тут есть очевидная логическая ошибка — если тосол такой плохой, то зачем его производить и покупать? Тем не менее, многие изготовители идут на поводу у толпы и пишут «Тосол» на своих канистрах. Наверное ждут, пока уровень технической грамотности повысится, и их примитивную жидкость перестанут покупать.
Заботливого владельца не может не волновать основной вопрос по уходу за системой охлаждения: через сколько менять антифриз в машине? Чтобы понимать, от чего это зависит, стоит немного углубиться в теорию.
Содержание
Химический состав и маркировка антифризов
По функциональному признаку компонентами всех антифризов являются:
С единой маркировкой антифризов производители не смогли договориться между собой. Каждый состав имеет допуски автомобильных компаний, но это не означает обязательность выбора продукта исключительно по этому признаку.
Чаще всего автомобильный мир склоняется к обозначениям по стандартам компании Фольксваген. Спецификация начинается с буквы G и является весьма условной. Тем не менее, к этому привыкли, и такой подход достаточно удобен.
Основным недостатком подобной классификации можно считать неточность формулировки состава присадок. Дело в том, что присадки могут быть на основе минеральных или органических веществ, которые принципиально отличаются по характеру воздействия. Первые создают защитную плёнку на поверхности металлов, а вторые – прицельно действуют по очагам коррозии. И разработчики систем охлаждения имеют в виду вполне конкретный механизм защиты. Получается, что в некоторых случаях применять антифриз без допуска крайне нежелательно.
Ситуация усугубляется наличием гибридных технологий и так называемых лобридных. Принято считать, что в первом случае преобладают минеральные присадки, а во втором — органические. Но с добавкой примерно 10 % веществ другой группы.
Снова возвращаясь к допускам производителей, уже после краткого обзора свойств и составов разных типов, можно прийти к выводу о крайней желательности этим допускам следовать. Тогда не придётся задумываться и изучать вопрос, например, о предпочтении Фордом органики, а БМВ — силикатных технологий. А также задумываться о свойствах материала, из которого сделан радиатор. Хотя в реальности современные лобриды достаточно универсальны. G12++ и G13 можно применять в любых автомобилях. Учитывая, что более экологичный G13 несколько дороже.
Срок службы
Про ресурс устаревших G11 и всего того, что называют тосолами, уже упоминалось. Хорошо если два года протянут. Реально к концу этого срока жидкость отличается от воды в лучшую сторону только температурой замерзания. Всем остальным — в худшую. Износ этиленгликолевой основы здесь ничем не компенсируется, все присадки делают своё дело только в первый год службы, а потом уже не могут справиться даже с продуктами разложения собственной основы. Вопрос, когда нужно менять антифриз в автомобиле, тут неактуален. Просто не надо такое покупать и использовать.
Гибридные и лобридные G12 служат намного дольше. Но при одном условии — если их заливать в чистую систему, за которой в прошлом пунктуально следили. Иначе органическая часть присадок быстро сработается на очагах коррозии.
Этим можно объяснить полный разброд в рекомендациях заводов по срокам плановой замены охлаждающей жидкости. Одни указывают оптимистичные 10 лет, а то и полный срок жизни силового агрегата, другие — более умеренные 4–5 лет. С дополнительными ограничениями по пробегу. Что естественно, всё же при высоких температурах процессы идут в разы быстрее.
На это и стоит ориентироваться. Хороший антифриз способен прожить около четырёх лет при умеренной эксплуатации. То есть первая замена — 90–100 тысяч пробега, все последующие не реже 60 тысяч.
Естественно, всё это относится к двигателям, где система охлаждения в хорошем состоянии. Оценить это можно по изменению визуальных характеристик антифриза. Если он быстро помутнел, изменил цвет или в нём начал выпадать осадок — жидкость надо менять досрочно. Невзирая на затраты, ремонт перегретого двигателя, замена радиаторов и помпы обойдётся ещё дороже. Через сколько менять антифриз в машине — тут думать не надо. Современный двигатель обладает очень стабильным температурным режимом, но это даётся именно качеством применяемых материалов и рабочих жидкостей. Никаких огромных запасов по прочности и стойкости там нет.
Дополнительным сигналом к внеплановой замене должна стать вынужденная доливка в систему антифриза другой марки. Смесь разбалансируется по присадкам, и лучше долго на подобной жиже не ездить. Вся забота о моторе может быстро скомпенсироваться непредсказуемым действием происходящих при этом химических реакций.
Особенности замены
Сам порядок замены охлаждающей жидкости всегда изложен в руководящих материалах по ремонту и обслуживанию конкретной модели автомобиля. Можно примерно представить себе, что при этом происходит.
Слить старую жидкость изо всех закоулков системы охлаждения невозможно. Для это пришлось бы в лучшем случае перевернуть автомобиль вверх колёсами. В худшем — снять и разобрать двигатель. Поэтому при замене лучше использовать промывку и продувку системы.
Промывают обычно дистиллированной водой, вполне пригодна и хорошо прокипячённая. После чего часть этой воды остаётся в системе. Её тоже лучше удалить. Частично продувкой воздухом под давлением, а частично — разбавлением чистым свежим антифризом той же марки, что и будет заливаться. Некоторый перерасход неизбежен. Точная его величина зависит от индивидуального перфекционизма владельца. Хотя если применяется именно дистиллированная вода, а промывка произведена несколько раз, то с остатками воды можно и смириться. Точно такую же воду содержит любой антифриз. Если применяется концентрат, то это можно учесть при разбавлении.
Видео: Как заменить антифриз. Какой выбрать и когда нужно менять