Коробка передач DSG — что это такое

В достоинствах автоматических коробок передач уже мало кто сомневается. Даже в автоспорте пилоты хоть и переключаются вручную, но фактически просто самостоятельно принимают решение о моменте переключения, действуя рычагом или подрулевым лепестком, всё остальное выполняет автоматика. Но классические гидроавтоматы сильно проигрывали механике в экономичности и скорости смены передач, а вариаторы ещё не дошли до желаемой степени технического совершенства. Появилась идея создания роботизированных КПП, но и их быстродействие оставляло желать. И тогда кто-то придумал гениальный ход — включать предполагаемую ступень заранее, а в нужный момент просто перебрасывать момент с одного из двух сцеплений на второе. Так появилась коробка передач DSG, что это такое — станет понятно из более подробного рассмотрения.

Коробка передач DSG: что это такое

Устройство коробки DSG

Основой этой роботизированной КПП стали два сцепления на входе и два первичных вала, один из которых отвечает за нечётные передачи ряда, а второй за чётные. Оба они работают на вторичный вал, обычно их тоже два с механической связью, где расположены ведомые шестерни всех передач, а также муфты включения. Естественно, всё это соответствующим образом распределено по ведущим шестерням обоих первичных валов.

Включение нужной передачи полностью аналогично обычной механической коробке. Имеется весь традиционный набор деталей:

  • штоки и вилки включения, только перемещаются они гидравлическими цилиндрами, а не вручную или от внешних активаторов, как это делается в ручных КПП и построенных на их базе «роботах»;
  • муфты, соединяющие ведомую шестерню со вторичным валом;
  • синхронизаторы, уравнивающие скорость вращения входящих в зацепление зубчатых венцов за счёт внутреннего трения колец синхронизатора о поверхность конусов муфты и шестерни;
  • главная передача с дифференциалом, если имеется в виду переднеприводная компоновка, где эти узлы входят в состав коробки.

Помимо этого, преселективная автоматическая КПП имеет ряд специфических узлов и механизмов:

  • масляный насос, создающий нужное для работы управляющей гидравлики давление, а также обеспечивающий смазку всех деталей;
  • гидроаккумулятор, стабилизирующий давление в масляной системе;
  • блок механотроника, где расположены управляющие гидроклапаны, нужные для преобразования электрических команд в рабочее давление механизмов;
  • электронный блок управления, обеспечивающий плавную работу коробки, безударные переключения и учитывающий адаптацию DSG под стиль езды водителя, или выбирающий один из предустановленных режимов;
  • систему охлаждения масла.

Как видно, одни решения позаимствованы у механических коробок, другие у гидроавтоматов с электронным управлением, а в целом получился довольно совершенный агрегат, грубо представляющий собой сразу две механические КПП в одном корпусе с автоматическим управлением.

Зная устройство, уже несложно представить себе и принцип работы DSG, заключающийся в том, что умная коробка знает какую передачу надо будет включить следующей, и включает её заранее. Таким образом, все затратные по времени процедуры срабатывания синхронизирующих муфт происходят не в момент переключения. Это обеспечивает уникальные характеристики агрегата, который способен менять передачи быстрее любого натренированного спортсмена, уж не говоря о примитивных «роботах» или гидромеханических автоматах с их перегревающимися в спортивных режимах фрикционами.

Как устроена коробка передач DSG

Проблемы с первыми серийными образцами

Несмотря на то, что коробку создать и запустить в массовое производство удалось довольно быстро, в ходе эксплуатации выявились существенные недостатки. В основном это было связано с излишним оптимизмом производителей, использовавших недостаточно проработанные сухие сцепления в комплекте с двухмассовым маховиком, который сам по себе имеет ограниченный ресурс.

Особенности работы DSG подразумевают частую пробуксовку сцеплений, что ведёт к их нагреву и быстрому износу. При ремонте приходилось менять весь набор вместе с маховиком, что стоило намного дороже обслуживания машин с обычным сцеплением. К тому же узел требовал настройки, для чего необходим квалифицированный персонал.

В результате затратная эксплуатация, единственным преимуществом в которой было быстрое переключение, далеко не всем необходимое, привело к падению цен на подобные автомобили на вторичном рынке. Потребитель не желал связываться с такой техникой, предпочитая отработанные и понятные гидроавтоматы. Небольшая разница в потреблении топлива не окупала всех затрат на частые и дорогие ремонты.

Ситуация изменилась с внедрением многодисковых «мокрых» сцеплений, работающих в масле и более терпимых к пробуксовке. Надёжность коробок возросла, но на полное исправление репутации требуется время. Производители не теряют оптимизма, преселективные роботы применяются всё шире, под разными торговыми наименованиями.

Читайте также: Что такое ГБЦ в машине

Достоинства и недостатки

С наличием положительных качеств в DSG уже никто не спорит, многие оценили главные преимущества, предоставляемые преселективами. Коробка передач DSG, плюсы и минусы которой уже известны два десятка лет, хороша по очень важным пунктам:

  • рекордное быстродействие, момент передаётся практически без разрыва потока;
  • топливная экономичность превосходит почти всех конкурентов;
  • сочетание всех достоинств «ручки» и «автомата» в одном агрегате.

С недостатками борьба продолжается, но сейчас уже можно сказать, что эти коробки не хуже всех прочих:

  • заметно увеличенная сложность, что влияет на цену;
  • по-прежнему требуется квалифицированное обслуживание;
  • типичная для АКПП пониженная надёжность механотроника, с его набором клапанов, соленоидов и требовательности к состоянию масла;
  • недостаточный ресурс блока сцеплений и маховика;
  • не всегда адекватное поведение DSG в городских пробках;
  • высокая цена при покупке и в эксплуатации.

По-прежнему с этими агрегатами связано много субъективных мнений, настроения автомобильного сообщества не успевают за техническим прогрессом. Особенно когда владельцы не умеют правильно обращаться с техникой.

DSG: достоинства и недостатки

Как правильно ездить на DSG

Главная причина выхода из строя любой трансмиссии — регулярная нагрузка её предельными режимами. При спортивной езде приходится и ремонтироваться как в спорте, иногда после каждой гонки. Но есть и специфические пожелания у КПП с двумя сцеплениями.

Масло надо менять с той же частотой, как и в любом автомате, это в ручных коробках ничего нет, кроме шестерён и подшипников, а здесь работает тонкая электрогидравлика, которую убивает не просто плохое, но и любое масло, подвергнутое старению или температурному износу.

Не надо постоянно переключать коробку в нейтраль, не все знают, что сцепления здесь в нормальном состоянии разомкнутые и ничего с ними при стоянке с включённой передачей не произойдёт.

При езде стоит довериться электронному мозгу и его способностям по адаптации, не стоит ему помогать ручным переключением. Алгоритмы постоянно совершенствуются.

Не использовать режим паркинга на больших уклонах, для этого существует ручной тормоз. Жёсткая блокировка вторичного вала влечёт не менее жёсткие перегрузки деталей.

Даже при поверхностном ознакомлении, вопрос коробка передач DSG, что это такое, может превратиться в желание приобрести следующий автомобиль с таким совершенным агрегатом. Сейчас это уже не будет необдуманным шагом, только надо помнить, что не все преселективы одинаково хороши. В сети много информации, какие из них доставят больше удовольствия, чем затрат. Да и не совсем удачные первые экземпляры уже почти ушли с рынка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *