Двигатель автомобиля отказывается запускаться

Ситуация, когда мотор не получается завести, может повергнуть в уныние слабо знакомого с материальной частью водителя. Между тем, такое поведение является одним из самых простых случаев в профессиональной диагностике. Куда хуже всевозможные «мерцающие» отказы, периодическое снижение мощности, появляющиеся и пропадающие посторонние звуки. И хотя причин, почему не заводится машина, может быть много, они достаточно легко поддаются систематизации и обычно недорого обходятся в устранении. Конечно, есть и множество исключений, влекущих серьёзный ремонт, но при этом автомобиль часто предупреждает заранее отклонениями в работе, или подобное было спровоцировано водителем, грубо нарушившим плановый регламент обслуживания.

Машина не заводится: причины

Общие причины проблем с запуском

Старинное изречение по поводу «нечему гореть, или нечем поджечь» не теряет актуальности, хотя и не исчерпывает все варианты. Можно примерно разбить все случаи отказов по категориям разной степени сложности:

  • простейшие случаи, вроде отсутствия бензина в баке или неправильных манипуляций водителя с органами управления;
  • отказы электрики, включая системы сигнализации и защиты;
  • проблемы с зажиганием;
  • недостаток или избыток рабочей смеси в цилиндрах, в том числе и её низкое качество;
  • механические повреждения основных деталей двигателя.

Именно в таком порядке приблизительно будет действовать диагност, если к нему обратиться, хотя грамотный владелец в большинстве случаев разберётся и самостоятельно.

Курьёзы и невнимательность

Классикой жанра считается выработанный до сухости топливный бак. Машина не заводится, причины непонятны. Вероятность этого мала, поскольку мотор просто бы заглох раньше, но она и ненулевая, ведь при движении топливо поступает в насос даже когда его почти не осталось, а после остановки скапливается в нижней части бака, оголяя приёмную сетку и не попадая в двигатель. На воздухе мотор не заведётся. Не стоит слепо доверять индикаторам и лампам, они могут подвести. Всегда лучше примерно представлять сколько там бензина и не ездить на пределе.

Современный автомобиль оснащён рядом датчиков, способных заблокировать пуск двигателя. Утеряв концентрацию, вполне можно забыть переключить селектор АКПП, нажать на педаль тормоза, а иногда и сцепления, есть машины, где без этого мотор не завести. Даже простое нажатие на акселератор может помешать запуску. Надо сосредоточиться и проверить, всё ли сделано правильно. Или ознакомиться с инструкцией, если ранее не приходилось пользоваться именно этим автомобилем.

Стартёр работает с трудом или вообще молчит

Мощный двигатель стартёра требует хорошего питания, да и сам он не вечен. Отказы тут хорошо слышны и не вызывают проблем с диагнозом.

Аккумулятор и силовая проводка

Весь запас энергии хранится в аккумуляторной батарее (АКБ), а доставляется она к стартёру толстыми медными кабелями с мощными наконечниками. Отсюда и возможные причины:

  • аккумулятор разряжен, что хорошо видно по угасающим лампочкам приборной панели, можно вспомнить, что было забыто во включённом состоянии, а также сколько лет АКБ и как часто его профилактически подзаряжали;
  • сами кабели достаточно надёжны, чего нельзя сказать про их наконечники, окисление и потеря контакта тут обычное дело;
  • зимой даже исправная батарея не может дать достаточный ток для перемешивания слишком густого масла в двигателе.

Продолжать попытки тут бесполезно, надо открыть капот и хотя бы очистить клеммы АКБ, а скорее всего её придётся заряжать или даже заменять. Можно временно «прикурить» от другого автомобиля, но решать вопрос всё равно придётся.

Стартёр

Как и любой механизм, он со временем изнашивается и может отказать. Чаще всего обгорает втягивающее реле, ломается обгонная муфта (бендикс), после долгой службы изнашиваются щётки электромотора. Можно перебрать весь узел с заменой элементов, но логичней поменять стартёр в сборе. Если ему уже много лет, то ремонт обойдётся дороже и надёжности не добавит.

Сигнализация и защита

Часто предотвращение несанкционированного пуска сводится к блокировке стартёра. Отказавшая или нештатно работающая охранная система именно так и поступит. Что делать, если не заводится машина в этом случае, совет дать сложно. Самостоятельный ремонт тут маловероятен, потребуется обращение к профессиональному электрику.

Стартёр работает нормально, но нет даже одиночных вспышек

Тот самый случай, когда в двигатель не поступает топливо или отсутствует искра зажигания. В дизельных двигателях она не требуется, но свечи есть, их роль состоит в предпусковом подогреве смеси. Горячий мотор заведётся и без свечей накаливания, а холодный запустить маловероятно.

Искра

Поискам искры посвящено много водительского фольклора. Сейчас это не так актуально, всё делается гораздо надёжней, но отказы случаются. Чаще всего выходит из строя модуль зажигания на тех двигателях, где он один обслуживает все цилиндры. Такие ещё сохранились, хотя на большинстве применено несколько отдельных катушек. Тогда мотор заведётся, но не на всех цилиндрах.

Проверить можно выкрутив свечу, приложив её к массе двигателя и включив стартёр. Искра должна быть мощной и яркой, слабый разряд не сможет ничего поджечь, поскольку давление в цилиндрах намного выше атмосферного, автомобиль не заводится.

Свечи

Вид вывернутой свечи расскажет о многом. Если она чёрная, заросшая копотью и нагаром, остро пахнет бензином, а зазор намного увеличен, то весь комплект надо заменить. Даже если это не причина того, почему не заводится машина, а следствие иных неисправностей. Когда замена не поможет, не стоит упорствовать с запуском, иначе двигатель приведёт и новые свечи к тому же виду, надо искать дальше.

При извлечении свечей надо уделить внимание состоянию свечных колодцев. Часто там скапливается грязь, вода и масло, по этой смеси энергия импульса зажигания уходит на массу двигателя. По этой же причине пробиваются индивидуальные катушки зажигания.

Система управления двигателем (ЭСУД)

При всей сложности ЭСУД, с её обилием датчиков, электроники и исполнительных механизмов, к радикальному отказу запускаться приводят лишь единицы элементов. Полностью заблокирована система будет лишь при отсутствии сигнала от датчика положения коленвала, остальные проблемы парируется. Двигатель будет работать плохо, но, скорее всего, заведётся. Проверка возможна с применением сканера, даже в виде простейшей диагностической вставки в разъём OBD, связанной через BlueTooth с приложением в смартфоне.

Топливо

Хуже обстоит дело с исполнением команд ЭСУД. Отказать может электрический бензонасос в баке или его топливные магистрали. Причём даже не полностью, какое-то давление он может создавать, но его будет недостаточно. Для запуска холодного двигателя нужна богатая смесь.

При включении зажигания раздаётся кратковременное характерное жужжание со стороны бака. Это включается насос, подготавливая давление в рампе форсунок. Строго определённое, иначе плохо распылённое холодное топливо в незначительном количестве не воспламенится. Отсюда и причины:

  • насос может вообще не включиться, неисправность в нём самом или цепях питания, в частности нередко выходит из строя предохранитель насоса;
  • в магистралях могут возникать ледяные пробки или они забиваются грязью;
  • частая причина отказов в летнее время — из-за некачественного бензина полностью непроходимым становится фильтр грубой очистки в баке;
  • насос сильно изношен и не может создать требуемого давления.

Горячий двигатель может не завестись по противоположной причине — отказал регулятор давления, смесь переобогащена и не поджигается штатной искрой.

Коленчатый вал вращается с необычным звуком

Возможны механические дефекты. Самое неприятное — это обрыв ремня или цепи газораспределительного механизма (ГРМ), после чего в большинстве двигателей следует касание клапанов с поршнями, загиб стеблей, и клапаны остаются открытыми. Компрессия падает до нуля, вал легко вращается, но запуск невозможен. Потребуется довольно сложный ремонт.

Не исключены и другие поломки. Например, слетает зубчатый венец маховика, и стартёр работает свободно, не вращая коленвал. Наконец, двигатель могло заклинить, тут ситуация вообще непредсказуемая, но скорее всего стартёр тоже вращаться не сможет. Но какой-то звук будет слышно, например громкие щелчки.

Вспышки есть, но без результата

Ситуация характерна для отказа отдельных цилиндров, когда в других положение чуть лучше, но тоже далеко от идеального. Это может быть связано с нарушениями состава смеси из-за отказа датчиков, больших проблем с состоянием форсунок, потери компрессии двигателем. В последнее время часто виной становятся катализаторы. Эти приборы, скорее, развиваются в направлении качества очистки выхлопа, а не прочности и надёжности. В результате они плохо сопротивляются некачественному бензину, попаданию в них масла и даже просто долгой работе под максимальной нагрузкой. Выхлопная система закупоривается остатками разрушенного катализатора со всеми понятными последствиями.

Раздельно по цилиндрам работают также свечи и форсунки. Одни из них ещё сохраняют работоспособность при полном отказе остальных, иногда двигатель даже заводится, но работает с перебоями, неравномерно и глохнет. Вычисляются такие неисправности простым снятием разъёма с подозрительного цилиндра, а также заменой деталей между цилиндрами.

Особое место занимают подсосы неучтённого датчиками воздуха во впускной коллектор. Одна из самых неудобных для диагностики неисправностей, поскольку чаще всего мотор удаётся завести. Проверка производится смачиванием подозрительных мест и стыков легковоспламеняющимися жидкостями. Если мотор легко заводится или улучшает работу на холостых оборотах, значит место выбрано верно.

Все причины отказов перечислить трудно, иногда они довольно экзотичны. Но по общей методике вычислится любая. Последовательно исключая все случаи, начиная с наиболее вероятных, всегда можно определить почему не заводится машина, а устранение причин редко вызывает серьёзные затруднения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *