Сажевый фильтр у дизельного двигателя — какова цель и принцип работы

С каждым годом на дорогах появляется всё больше автомобилей. В больших городах постоянные пробки, продохнуть просто невозможно. Поэтому производители автомобилей стараются улучшить систему выхлопа, чтобы отработанные газы не загрязняли или как можно меньше загрязняли воздух.

Для бензинового двигателя есть устройство, находящееся в глушителе, называется катализатор. Выхлопные газы, проходя через него, нагреваются и окисляются до безопасных химических соединений. Однако для дизельного двигателя такое устройство не подойдёт, потому как зажигание там происходит по-другому. Топливо воспламеняется высоким давлением и нагревом, а не с помощью свечей зажигания. Чтобы очистить отработанные газы от сажи, получающейся от такого способа зажигания, изобрели сажевый фильтр.

Сажевый фильтр

Содержание

Принцип работы

Фильтр внутри состоит из мелких ячеек, которые способны уловить частицы сажи, порядка 90 % общего количества. Остальные 10 % приходятся на очень мелкие, которые устройство уловить не в состоянии. Под очень мелкими подразумеваются частицы размером до 0,5 мкм. Чем дольше фильтр работает, тем сильнее он забивается, и ему необходима «прочистка», или регенерация.

Как происходит регенерация?

Очистка может происходить несколькими способами.

В первом случае сажевый фильтр очищается с помощью катализатора. То есть производители соединили сажевый фильтр и катализатор в одно целое. Внутреннее строение таково: посередине идут ячейки, борющиеся с частицами сажи (изготавливаются из кремния), а по бокам ячейки, предназначенные для окисления выхлопных газов (с титановым напылением). Чтобы очистить фильтрующее устройство, нейтрализатор разогревает ячейки до температуры порядка 400–500 градусов Цельсия, тем самым происходит окисление и сгорание частичек сажи.

На автомобилях на дизельном топливе предусмотрена функция принудительной регенерации сажевого улавливателя. Она может потребовать очистку, если фильтр уже забит, но из-за того, что автомобиль не участвует в долгих поездках, нейтрализатор не может разогреть до достаточно высоких температур фильтровые ячейки.

Используя высокие обороты двигателя, фильтр разогревается до нужной температуры, и происходит очистка. Система автоматическая, используются всевозможные датчики, поэтому когда давление придет в норму, регенерация завершается.

Автоматическая регенерация

В этом случае катализатор и сажевый фильтр не являются одним целым, однако оба присутствуют. Частицы сажи с фильтровых ячеек удаляются с помощью присадок, принудительно впрыскиваемых системой в топливо.

Специальные присадки примерно раз в несколько сотен километров пробега впрыскиваются в цилиндры и также выходят вместе с выхлопными газами. Такие присадки не сгорают вместе с топливом. Дойдя до фильтра и попадая на ячейки, они разогревают их до высокой температуры, и тогда происходит окисление и сгорание частиц. Материалы, из которых изготавливаются элементы выхлопной системы и фильтров, способны выдержать высокие температуры без последствий.

Заключение

Хочется отметить, что сажевые фильтры начали применяться в начале тысячелетия, преимущественно на тяжелых дизельных грузовиках. Сейчас же они устанавливаются в обязательном порядке на любой выпускаемый автомобиль. И ещё, если убрать улавливающее сажу устройство, автомобиль прибавит в мощности, однако, техосмотр пройти не удастся. Ни к чему это, ведь мы с вами дышим этим воздухом!

Видео: Сажевый фильтр: строение, принцип работы, функции и виды

Одно сообщение на “Сажевый фильтр у дизельного двигателя — какова цель и принцип работы

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *