Цель системы охлаждения двигателя заключается в отведении от него лишнего тепла, чтобы поддерживать работу мотора на самых эффективных температурах, а также как можно скорее доводить его до нужной температуры после запуска. В идеале система охлаждения защищает двигатель, работающий на самых эффективных температурах, не зависимо от условий эксплуатации. Как только топливо сжигается в моторе, около одной трети энергии топлива превращается в работу. Ещё треть выходит через выхлопную трубу не использованной, оставшаяся треть превращается в тепло. В любом двигателе внутреннего сгорания необходима какая-нибудь система охлаждения.
Содержание
Принцип работы системы охлаждения двигателя
Если система охлаждения отсутствует, детали будут плавиться от тепла, а поршни — расширяться так, что не смогут двигаться в цилиндрах (так называемый \»захват\»). Система водяного охлаждения двигателя состоит из:
Двигатели, сжигающие топливо, производят огромное количество тепла, температура может достигать до 4000 градусов по Фаренгейту, при которой горит топливовоздушная смесь. Тем не менее, при нормальной рабочей температуре около 2000 градусов по Фаренгейту система охлаждения удаляет около одной трети тепла в камере сгорания.
Выхлопная система забирает большую часть тепла, но детали двигателя, такие как стенки цилиндров, поршни и головки цилиндров, поглощают большое количество тепла. Если часть двигателя становится слишком горячей, масляная плёнка не в состоянии защитить её.
Отсутствие смазки может разрушить двигатель. С другой стороны, если мотор работает на слишком низкой температуре, это неэффективно, масло загрязняется (увеличивая износ и уменьшая лошадиные силы), становится более вязким, а расход топлива оставляет желать лучшего — не говоря уже о выхлопных газах! По этим причинам, система охлаждения должна оставаться в стороне, пока двигатель не прогреется.
Есть два типа систем охлаждения: жидкостное и воздушное охлаждение. Большинство двигателей охлаждаются жидкостью. Воздушное охлаждение используется чаще для самолетов, мотоциклов и газонокосилок.
В двигателях с жидкостным охлаждением предусмотрены каналы для жидкости или охладителя через блок цилиндров и их головки. Охлаждающая жидкость должна иметь косвенный контакт с такими частями двигателя как камеры сгорания, стенки цилиндров, места клапанов и их направляющие.
Проходя через каналы в двигателе, охлаждающая жидкость нагревается (она поглощает тепло от деталей мотора), после чего проходит через радиатор, охлаждающий её. После того, как в радиаторе она снова стала холодной, охлаждающая жидкость возвращается в двигатель. Это действие продолжается до тех пор, пока работает двигатель. Охлаждающая жидкость поглощает и отводит тепло мотора, а радиатор охлаждает охлаждающую жидкость.
Для проверки давления в системе охлаждения используется специальный измеритель, помогающий механику определить наличие утечек. Утечка может быть обнаружена и устранена прежде, чем она вызовет большие проблемы.
Основные проблемы
Рассмотрим основные проблемы с системой охлаждения, возникающие у автомобилей.
Профилактическое обслуживание
Что обсудить с механиком
Дайте Вашему механику знать, когда возникает перегрев. Перегрев на холостом ходу, в отличии от перегрева на высоких скоростях, указывает на различные проблемы.
Спросите у механика, стоит ли заменить ремни или цепи, пока он заменяет водяной насос. Во многих случаях ремень, который приводит в движение водяной насос, поэтому в любом случае его придётся снимать, чтобы получить доступ к насосу.
Видео: Система охлаждения двигателя автомобиля. Общее устройство. 3D анимация.