Эксплуатация автомобиля в холодное время года сокращает его ресурс и создаёт дискомфорт для водителя и пассажиров. Ровно до того момента, пока агрегаты и салон не прогреются. Логичным будет начать греть заранее, ещё до того, как запустят двигатель, и уж тем более до появления в автомобиле людей. Возможность такая есть, энергии в топливном баке запасено достаточно. Компания Webasto ещё в первой половине двадцатого века начала производить автономные отопители, использующие эту энергию, что исторически сделало её имя нарицательным в названии подобных устройств. Что такое Вебасто в машине известно многим, но полезно разобраться в особенностях реализации процесса автономного отопления на современном уровне.
Содержание
Функциональное назначение автономных отопителей
Есть несколько базовых принципов, выделяющих подобные системы среди прочих средств обогрева:
Аналогично может сработать система охранной сигнализации с режимами дистанционного или программного запуска двигателя, но она имеет свои недостатки наряду с достоинствами. Чтобы понять принципиальную разницу между такими способами обогрева, надо разобраться, что такое Вебасто в автомобиле и как работает, а также состав её оборудования.
Устройство автономного обогревателя
Горение топлива производится в камере сгорания, куда оно подаётся насосом и распыляется через форсунку. Начальное зажигание производится искровой свечой или спиралью накаливания, по аналогии с дизельными свечами. После разогрева питание свечи отключается, и зажигание становится калильным. Принцип работы Вебасто для дизеля не особенно отличается от бензинового варианта, разница лишь в способах начального воспламенения. Хотя иногда используется отдельная тепловая ветка разогрева дизтоплива в основном баке автомобиля.
Факел горения поддерживается принудительной подачей воздуха, а выхлопные газы отводятся в атмосферу через собственную систему выхлопа. Пути теплообмена зависят от конкретной реализации обогревателя.
- Воздушный нагреватель работает по принципу прохождения воздуха через теплообменник, потоки горящей смеси и салонного воздуха, разумеется, разделены. Обмен энергией организован по принципу максимального отбирания тепла у факела. Тёплый воздух нагнетается вентилятором в салон и быстро повышает температуру. Так легко нагреть даже большие объёмы, например, автобусного салона.
- Жидкостный нагреватель повышает температуру прокачиваемого через него антифриза. Одновременно тепло передаётся в салон и в рубашку охлаждения двигателя. В систему врезается дополнительная водяная помпа, работающая от бортовой электросети. Включается вентилятор автомобильной печки, то есть в остальном система работает так же, как и при запущенном двигателе.
Способы управления установкой
Поскольку все режимы устройства имеют электрическое управление, то достаточно легко организовать несколько способов:
Многое вебасто может делать и самостоятельно. Она способна следить за состоянием аккумулятора, который нельзя доводить до глубокого разряда, не позволяющего потом запустить двигатель. Самодиагностика также входит в состав заложенных функций, в этом управляющая электроника похожа на блок управления двигателем. Так же можно считать коды ошибок и произвести поверхностную диагностику. Для этого имеется контрольно-диагностический интерфейс.
Достоинства и недостатки Вебасто
Устройство можно считать чрезвычайно удобным и даже незаменимым для автомобилей, эксплуатирующихся в суровом климате. Недаром оно входит в стандартную комплектацию многих машин северного исполнения. Пользователи давно оценили его плюсы:
Понятно, что и без минусов не обходится:
Иногда выглядит разумным сочетать в одном автомобиле наличие автономного обогревателя и сигнализации с режимом автозапуска. А при наличии в доступности электрической сети — ещё и электрообогревателя.
Ресурс установки составляет многие годы, в ней практически отсутствуют быстро изнашивающиеся детали. Можно уверенно сказать, что в районах с холодными зимами вебасто себя окупит, сняв с водителя массу технических и психологических проблем. Особенно если он понимает, что такое Вебасто в машине, и умеет правильно ею пользоваться. Тогда эта установка займёт по важности место автомобильного кондиционера для машин, эксплуатирующихся на юге, где без него уже личный транспорт немыслим.