Некоторое упрощение конструкции у недорогих автомобилей отечественного и зарубежного происхождения вызывает необходимость в дополнительных средствах сохранения тепла в двигателе. Это актуально в условиях сильных морозов. Особенно полезным данный приём станет для самых экономичных моторов, где по причине высокого КПД в виде тепла выделяется недостаточно энергии для комфортной эксплуатации без утепления. В частности, это характерно для дизелей. Теневой стороной их высокой экономичности становится медленный разогрев до рабочей температуры в условиях холодов. Многие сталкивались с ситуацией, когда хороший современный турбодизель практически невозможно прогреть до такой температуры, при которой он способен обеспечить приемлемый климат в салоне. Стоит включить на полную мощность вентилятор печки, и мотору становится холодно.
Быстрое охлаждение на стоянке вызывает последующие проблемы с запуском двигателя. Моторные масла и топливо при низких температурах имеют посредственные пусковые свойства. Излишняя вязкость масла мешает провороту коленчатого вала, а дизтопливо и бензин приобретают недостаточную испаряемость. В карбюраторных двигателях бензин вообще, едва распылившись в диффузорах тут же конденсировался и беспомощно стекал в лужу на дне впускного коллектора. Умельцам приходилось внедрять туда электронагреватель. Вопрос сохранения тепла приобретает значимость и требует внимательного рассмотрения.
Содержание
В чём польза дополнительного сбережения тепла
С применением добавочных средств комфортность эксплуатации приобретает ряд качественных изменений. Быстрый прогрев двигателя существенно сокращает время ожидания тёплого воздуха из системы вентиляции в салон. Штатный автомобильный отопитель использует в качестве теплоносителя охлаждающую мотор жидкость, и чем быстрее блок наберёт температуру, тем скорее в салоне повеет теплом. А значит и начнёт улучшаться видимость сквозь изначально замёрзшие и покрытые снегом стёкла.
Бонусом для водителя станет снижение шумности. Теплоизолирующие материалы точно так же прекрасно гасят и ненужные в салоне звуки от силового агрегата.
Масляный насос не в состоянии нормально прокачивать масло, которое на морозе превращается практически в битум. Можно применять дорогие синтетические сорта с приемлемой зимней вязкостью, но речь всё же идёт о бюджетных автомобилях, и далеко не все из них допускают применение подобных смазочных материалов. В результате мотор погружается в ситуацию масляного голодания. При этом часто нетерпеливые водители начинают сразу же его нагружать, не дожидаясь нормального прогрева.
Запущенный двигатель в процессе прогревания начинает активно выделять тепло, бесполезно уходящее в окружающую среду. Эту энергию можно было бы сберечь, создав на её пути теплоизолирующую преграду. Заодно свою долю энергии получила бы и система питания автомобиля. Более активно испаряющийся бензин перестал бы конденсироваться на холодных стенках цилиндров, смывая с них даже то мизерное количество масла, которое туда успело попасть. Износ колец и поршней уменьшится многократно. Сухое трение в этой важнейшей паре мотора категорически недопустимо.
Большие сложности возникают и в системе электроснабжения замёрзшего двигателя. Аккумуляторную батарею в таких условиях можно образно сравнить с ведром, в которое налили воды на три четверти, а потом выставили на мороз. Разумеется, утром из такого ведра так же трудно добыть воду, как и залить туда её значительное количество. Аккумуляторы на морозе катастрофически теряют ёмкость, а без применения специальных мер ещё и очень медленно прогреваются. Энергии может не хватит даже на один пуск двигателя. Но если его всё же пустить удастся, то при коротких зимних поездках он не сможет получать заряд от генератора в нужных количествах и на следующее утро точно откажет.
К большому расходу топлива зимой многие привыкли как к неизбежной данности. Однако частично это тоже связано с недостаточной теплоизоляцией моторного отсека. Тепло, которое бесполезно уходит в окружающую среду, не даётся даром. Оно образуется в результате сгорания дополнительных литров дорогостоящего бензина или дизтоплива. Фактически это дыра в топливном баке, которую можно было бы заткнуть, но мало кто об этом задумывается.
Многие пытаются решить проблему применением добавочных обогревателей, называемых укоренившимся термином Вебасто. Слово произошло от самого известного их производителя, компании Webasto. Устройство способно работать автономно и обеспечивать подогрев антифриза в рубашках охлаждения перед пуском мотора. Одновременно обеспечивается и ранняя подача тёплого воздуха в салон из штатного отопителя. При критически низких температурах двигатели, особенно дизельного типа, без подобных мер вообще запустить не получится. Но установка предпускового обогрева стоит дорого и тоже требует топлива для своей работы. Да и ей также следует помочь, обеспечив подкапотную тепловую защиту.
Самостоятельная установка утеплителей двигателя
Теплоизоляцию можно применять как дополнительно к уже имеющейся штатной, так и установив её в местах, где она конструктивно не предусмотрена. В первом случае это будет простое увеличение толщины защитного слоя. Например изнутри капота, там обычно уже присутствует заводской теплошумоизолирующий слой специального материала. Если присмотреться к самым лучшим решениям, то он состоит из пористого материала с низкой теплопроводностью, на который наклеен тонкий слой металлической фольги. Её блестящая поверхность эффективно отражает инфракрасное излучение, с помощью которого, как известно из физики, передача тепла возможна даже в вакууме.
Самыми простыми материалами для любительской изоляции могут быть войлок (что такое валенки и насколько они эффективны известно всем) или вспененные полимерные фольгированные материалы, которые ненамного хуже.
Технологически простым способом усиления изоляции будет её снятие и использование в качестве шаблона. Формованная деталь накладывается на лист войлока или вспененного полипропилена, после чего усиливающая накладка вырезается по отмеченному контуру. Новая деталь идеально встанет на место.
Для проведения работ под капотом возможно придётся демонтировать и другие пластиковые или резиновые детали. Тут надо помнить, что при низких температурах они могут приобретать неожиданную хрупкость, что необходимо учитывать. А для их сбережения летом дополнительные утепления лучше снять, поскольку от перегрева пластик и резина страдают так же, как и от переохлаждения.
В качестве временной, но не менее эффективной, меры можно применять решение, которое не требует проведения установочных работ и связанных с этим сложностей. В продаже имеются так называемые автомобильные одеяла. Эти изделия обладают хорошими противопожарными свойствами и предназначены для прямой укладки под капотом прямо на двигатель. Возгорания или других неприятностей не будет, а задача сохранения тепла выполняется. Одеяло напоминает обычное, применяемое для людей, только изготовлено оно из стекловаты и стеклоткани. Низкая теплопроводность гарантируется, как и стойкость ко всем едким и опасным воздействиям, возможным поблизости от горячего двигателя.
Подобным же материалом следует прикрыть и радиатор охлаждения, защитив его от излишне холодного набегающего потока воздуха. При поездках в сильный мороз система и так успешно справится со своей работой по поддержанию температуры мотора. При необходимости поступление воздуха можно регулировать, открывая часть радиаторной решётки. Здесь тоже надо учитывать требования противопожарной безопасности. Нельзя считать, что под капотом температура не может превысить рабочие 90–100 градусов, там ещё имеется раскалённый выпускной коллектор.
Полезные результаты
Дополнительным эффектом от утепления капота можно считать относительную стабильность его металлической панели. Отделив её от горячего двигателя можно достигнуть эффекта, при котором температурные перепады на границе капота с атмосферой не будут приводить к таянию падающего снега с последующим образованием ледяного слоя. Такие природные явления очень негативно влияют на сохранность краски и лака. В пористую структуру покрытия неизбежно попадают микроскопические порции воды, которые при замерзании расширяются и разрушают декоративный слой. Вода проникает глубже, и образуются очаги подплёночной коррозии. Заканчивается все общеизвестными вздутиями краски и появлением «паучков» коррозии.
Про необходимость регулирования набегающего потока уже упоминалось. Нелишним будет заранее обеспечить удобство быстрого выполнения данной процедуры. Если присмотреться к радиаторным фартукам промышленного исполнения, то на них выполнены специальные регулируемые шторки. Когда-то давно на всех автомобилях даже применялись жалюзи, управляемые с места водителя.С появлением массовых антифризов и качественных термостатов о них забыли, но это скорее из-за плохого знакомства автомобильных конструкторов с суровыми зимними условиями. Приходится справляться самостоятельно.
Видео: Эксперимент: Стоит ли утеплять подкапотное пространство зимой?